Типовой План счетов бухгалтерского учета в одной таблице

План счетов представляет собой перечень всех счетов бухгалтерского учета, которые могут быть использованы для отражения совершаемых хозяйственных операций на предприятии.

На основании типового Плана составляется рабочий для конкретной организации в соответствии со спецификой деятельности и потребностями в бухучете организации.

В статье ниже представлена полная таблица всех счетов типового плана, есть ссылка на скачивания актуального документа на 2022 года, а также даются рекомендации о том, как правильно работать с данной информацией.

Что такое План счетов простыми словами

План счетов — это документ, в котором содержится перечень счетов бухгалтерского учета с разбивкой на разделы. Каждый раздел содержит группу счетов, используемых для учета однородных хозяйственных операций.

Данный План един для всех предприятий в РФ независимо от формы собственности.

Перечень позволяет выбрать те счета, которые нужны конкретной организации для ведения бухучета, также не запрещено создавать свои счета.

Для тех предприятий, которым требуется более детальный бухгалтерский учет, План содержит также рекомендуемые субсчета, которые могут быть открыты к счетам первого порядка для более подробного отражения информации. Их можно дополнять, уточнять, объединять.

Актуальный на текущий день План утвержден в РФ Приказом №94н от 31.10.2000 , скачать его можно ниже.

Скачать План счетов 2022 (таблица).

Инструкция по применению Плана.

Таблица с расшифровкой по всем разделам

Рекомендуем: Таблица всех счетов бухгалтерского учета с краткой расшифровкой.

№ раздела

Наименование раздела № счетов

Пояснения к разделу

1

Внеоборотные активы

01 — 09

Ведение бухгалтерского учета поступления, создания, выбытия, списания, перемещения объектов:
  • основных средств;
  • нематериальных активов.

По кредиту 02 и 05 накапливается амортизация и износ по внеоборотным активам.

2

Производственные запасы

10 — 19

Ведется бухучет при поступлении, выбытии, списании и перемещении внутри предприятия:
  • материалов;
  • запасов;
  • сырья;
  • полуфабрикатов;
  • животных, птиц.

Отражаются данные о расходах на приобретение и заготовление МПЗ.

3

Затраты на производство

20 — 39

Обобщаются сведения о расходах на:
  • производство;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

4

Готовая продукция и товары

40 — 49

Используются для учета выпуска и движения готовой продукции и товаров для продажи.

5

Денежные средства

50 — 59

Ведется бухучет денежных средств:
  • наличные в кассе;
  • безналичные в банке;
  • иностранная валюта;
  • ценные бумаги;
  • платежные документы;
  • специальные счета в банке.

6

Расчеты

60 — 79

Ведется бухгалтерский учет всех видов расчетов с физическими и юридическими лицами:
  • поставщиками;
  • подрядчиками;
  • покупателями;
  • работниками;
  • учредителями;
  • бюджетом;
  • различными контрагентами;
  • кредитными учреждениями и пр.

7

Капитал

80 — 89

Ведется учет собственного капитала предприятия:
  • уставного;
  • резервного;
  • добавочного;
  • нераспределенной прибыли или убытков;
  • целевого финансирования.

8

Финансовые результаты

90 — 99

Учет доходов и расходов предприятия по обычным видам деятельности и прочих, подведение итогов и вычисление финансового результата.

 

Забалансовые

001 — 011

Счета, показатели которых не учитываются при составлении бухгалтерского баланса, предназначены для учета:
  • ценностей, временно используемых предприятием (аренда, ответственное хранение, находящиеся в переработке);
  • условных прав и обязательств;
  • бланков строгой отчетности;
  • невозвратных задолженностей дебиторов.

Из чего состоит типовой План

План счетов состоит из двух разделов:

  • В первой части отражен список всех балансовых счетов — здесь содержится 8 разделов.
  • Во второй части отражен перечень забалансовых счетов — один раздел.

Таблица разделов Плана:

Типовой План счетов бухгалтерского учета в одной таблице

Каждый счет относится к конкретному разделу и имеет:

  • цифровой код: балансовые — двузначный, забалансовые — трехзначный;
  • наименование — которое поясняет, какие имеено активы или пассивы подлежат учету;
  • перечень рекомендуемых субсчетов, которые могут быть открыты для более детального бухгалтерского учета;
  • краткую информацию по особенностям бухучета на данном счете;
  • типовые проводки.

Цифровой код состоит из двух цифр: первая показывает номер раздела, к котрому он относится, вторая цифра — номер по порядку внутри раздела.

Пример: 44 «Расходы на продажу» относится к 4 разделу и имеет номер 4 внутри данного раздела.

Цифровой код ускоряет работу бухгалтера, в проводках достаточно указывать номера корреспондирующих счетов, при этом информация будет понятна всем.

Если счета не достаточно для отражения необходимой информации, то к нему могут быть открыты субсчета.

Например, для детального учета товаров к счету 41 могут быть открыты субсчета:

  • 41.1 — товары на складах;
  • 41.2 — товары в розничной торговле;
  • 41.3 — тара под товаров и порожняя;
  • 41.4 — покупные изделия.

Нужно ли его учить

Не нужно учить План счетов — это лишняя трата времени. Достаточно его прочитать, понимать структуру, содержание и уметь в документе ориентирооваться.

У бухгалтера План должен быть всегда под рукой, в любой момент времени можно обратиться к этому переченю и понять, каким образом отражать ту или иную информацию.

Скачать План счетов 2022

Скачать типовой План счетов на 2022 года.

Как разработать рабочий План для организации

На основе типового Плана счетов бухгалтер каждой организации разрабатывает свой рабочий набор счетов и субсчетов к ним для ведения бухучета. Разработанный перечень отражается в учетной политике и утверждается приказом.

Если синтетических счетов первого порядка и субсчетов второго порядка не достаточно для бухучета предприятия, то дополнительно могут открываться аналитические счета для большей детализации.

В Плане имеются свободные номера, которые организации могут задействовать для введения дополнительных счетов первого порядка. Также можно уточнять количество и состав субсчетов, исключать их или объединять.

Пример для малого предприятия

Субъекты малого предпринимательства могут вести бухучет в упрощенном обобщенном виде и открывать ограниченное количество счетов.

Например, рабочий План для малого предприятия может включать такие счета:

  • 10 «Материалы» (вместо счетов 07, 10, 11) для учета материально-производственных запасов;
  • 20 «Основное производство» (вместо счетов 20, 23, 25, 26, 28, 29) — для учета затрат на производство, выполнение работ, услуг;
  • 44 «Расходы на продажу» — для бухучета затрат, связанных с реализацией;
  • 41 «Товары» (вместо 41, 43) — для учета ценностей для продажи;
  • 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» (вместо 62, 71, 73, 75, 76, 79) — для учета различных взаиморасчетов с контрагентами;
  • 51 «Расчетные счета» (вместо 51, 52, 55, 57) — для учета денежных средств, отличных от наличных;
  • 80 «Уставный капитал» (вместо 80, 82, 83) — для учета собственного капитала;
  • 99 «Прибыли и убытки» (вместо 90, 91, 99) — для отражения доходов и расходов от деятельности предприятия.

Пример для торговой фирмы

Предприятие не относящееся к малым, обычная деятельность которого — это продажа приобретенных товаров, может не открывать счета из раздела 3, связанного с производством.

Его рабочий План может быть таким:

Типовой План счетов бухгалтерского учета в одной таблице

Типовой План счетов бухгалтерского учета в одной таблице

Скачать образец рабочего плана.

Пример для производственного предприятия

Рабочий план производственной компании может включать указанные выше счета с дополнением счетов учета производственных расходов — 20, 23, 25, 27, 28.

Может быть более простым, например, включать счета:

  • 01 и 04 — учет внеоборотных активов;
  • 02 — начисление износа по ОС;
  • 10 — учет всех материально-производственных запасов;
  • 19 — выделение НДС к вычету;
  • 20 — учет всех производственных расходов;
  • 41 — движение товаров для продажи;
  • 44 — учет расходов на продажу;
  • 50 и 51 — для учета денег в кассе и в банке;
  • 60 и 62 — расчеты с поставщиками и покупателями;
  • 68 и 69 — начисление и уплата налогов и страховых взносов;
  • 70 — все взаиморасчеты с сотрудниками;
  • 75 — расчеты с участниками общества;
  • 80 — учет собственного капитала;
  • 84 — итоговая прибыль, убытки;
  • 90 и 91 — учет доходов и расходов;
  • 99 — финансовый результат.
Оцените статью
Документы и формы
Добавить комментарий