Что такое оферта, когда составляется и какой бывает — примеры оформления

Оферта – это многозначное понятие, наиболее распространившееся в сферах юриспруденции и экономики. В Российском правовом поле данное определение закреплено в статье 435 Гражданского кодекса РФ. Нюансы заключения описаны в статьях 440 и 441 ГК РФ.

Многие путают ее с рекламой и договором, но эти понятия существенно различаются. Оферта может быть публичной или непубличной, распространяться на одно лицо, группы или целые общества, что тоже нужно учитывать при ее оценке.

Что такое оферта и когда она нужна?

Законодательство РФ понимает под офертой предложение, распространяющееся на одно или нескольких лиц (они всегда конкретизированы), и ее прием автоматически подразумевает согласие лица на заключение договора с адресатом и одобрение предложения.

Оферта всегда должна содержать главные (существенные) условия заключения договора.

Момент получения оферты от адресанта считается связующим моментом, на котором основывается вся дальнейшая сделка сторон.

Акцептовать оферту – означает принять ее, согласиться с ней. Акцепт осуществляется только на условиях, оговоренных в описании оферты, которая может быть оформлена в устной или письменной форме.

Когда она опубликована, озвучена или любым иным способом направлена лицу, ее автор обязан заключить договор с лицом, которое акцептовало оферту.

Некоторые особенности понятия описаны в Федеральном законе «О рекламе» №38 ФЗ. Так, реклама может быть признана офертой, тогда договор между сторонами сделки должен быть заключен не позже, чем через два месяца со дня первого знакомства с ней, если в ней не был указан иной срок. По этой причине при осуществлении рекламной деятельности чаще всего добавляется фраза: «Не является публичной офертой».

Принятие оферты всегда должно сопровождаться ответной реакцией ее получателя. Молчание или игнорирование не является акцептом, поэтому в таком случае знакомство не считается доведенным до конца.

Оферта должна быть максимально информативной, однако допустимо, что в ней не указывается даже стоимость услуги. В этом случае соблюдается правило «разумной цены».

Чем отличается от договора?

Если объяснять простыми словами, то оферта – это только предложение сделки, а договор – ее конечный продукт.

Договор есть смысл считать суммой оферты и ее акцепта. По этой причине можно рассматривать договор как более объемное понятие.

Оферта является предложением, то есть ее составитель готов предоставить услуги, но пока не имеет обязательств перед второй стороной (поскольку она либо еще не определена, либо не акцептовала предложение). А вот если договор принят, то у сторон появляются взаимные права и обязанности.

Ошибочным по своей сути является употребление словосочетаний «договор оферты» или «договор-оферта». Смешение понятий недопустимо, потому что нарушает понимание всего процесса акцепта.

Однако не всегда оферта заканчивается подписанием договорных условий. Например, ее принятие не считается договором, поэтому необходимо дополнительно создать документ с подписями и печатями, чтобы сделка считалась легитимной.

Происходит это в таких случаях:

  1. По закону нужно обязательно составлять отдельный документ – это необходимо в процессе продажи или аренде недвижимого имущества или при заключении корпоративного договора между участниками организаций типа ООО.
  2. Если сделка подразумевает оказание нетипичной (редкой) услуги.

В стандартных случаях письменное оформление оферты считается полноценным договором (или его краткой разновидностью), если в нем подробно описаны права и обязательства обеих сторон.

В противном случае существенные положения оферты придется расшифровывать, чтобы превратить ее в типовой договор.

Какой бывает — публичная и непубличная

На практике более распространена непубличная (простая) оферта, которая адресована одному лицу (физическому или юридическому). Она составляется с учетом интересов предполагаемого клиента, поэтому является «индивидуальным предложением».

Публичная — распространяется сразу на всех – любой человек или организация, если захочет купить товар или получить услугу и обратится за этим к ее создателю, произведет акцепт. В обоих случаях лицо, принявшее оферту, имеет право получить полное исполнение договорных обязательств.

Встречаются такие разновидности:

  1. Твердая – потенциальный покупатель (клиент) всегда один, при этом четко оговорен срок оказания услуги. Акцепт должен поступить в оговоренный срок, иначе сделка будет недействительной.
  2. Свободная – направлена на предварительное изучение рынка и смежные маркетинговые исследования, поэтому предлагается нескольким лицам для оценки уровня (количества) акцептов.
  3. Безотзывная – в условиях заранее оговорена невозможность отмены (отзыва) предложения и изменения механизма взаимодействия сторон. В основном встречается при взаимоотношении акционеров и компаний-эмитентов.

Могут быть введены для облигаций – подразумевать досрочное погашение ценной бумаги по заранее оговоренной цене.

Порядок изменения

Согласно статье 435 ГК РФ, не существует официальных способов изменить оферту. Так, если было изменено одно из условий договора, это является не акцептом, а подписанием совсем иного документа.

Чаще всего, если клиента не устраивают определенные условия, он должен потребовать уточнений в новом документе, письменно подготовив протокол разногласий.

Протокол направлен на два процесса:

  • проводит уточнения по акцепту;
  • осуществляет корректировку составленного протокола.

Протокол составляется в свободной форме, но должен максимально подробно описывать объект сделки и иметь ссылки на соответствующие законы (в зависимости от области деятельности).

Решить «судьбу» протокола (отказаться от него или принять, внеся коррективы в условия сделки, создав тем самым новую оферту) стороны обязаны в течение 30 календарных дней с момента составления письменного протокола. В противном случае он будет аннулирован.

Правила отмены

Потенциальный клиент/покупатель всегда имеет право отказаться от оферты. Как и в случае с изменением, если она будет отменена, придется создавать другие документы для аргументации своих решений.

Если происходит отмена со стороны ее автора, другая сторона имеет право потребовать себе услугу/товар. Например, от клиента получили предоплату за заказ, но товар не пришел, а средства так и не вернули.

Для обеих сторон оптимален вариант, когда отмена или корректировка происходит до акцепта. В противном случае придется вносить изменения уже в договор, что требует временных и порой материальных затрат. Расторжение договора всегда не выгодно для контрагентов, поэтому все разногласия стараются решить до акцепта.

Скачать образец

Скачать пример оферты.

Выводы

Оферта – это публичное или непубличное предложение товара, услуги, которое подразумевает, что ее автор готов выполнить все условия с тем лицом, который ее примет. Согласиться с условиями – значит сделать акцепт.

Акцептованная оферта, оформленная документально между двумя сторонами сделки, является договором.

Может быть публичной или непубличной.

Отмену или изменение следует проводить до акцепта, иначе вносить корретировки придется уже в договор (чаще всего требуется отменить его и подписать новый – по иной (откорректированной) оферте).

Оцените статью
Документы и формы
Добавить комментарий