Для проведения инвентаризации в организации оформляется приказ, удобно использовать типовую форму ИНВ-22, бланк и образец заполнения которой предлагаем скачать ниже.
В статье дается инструкция по оформлению распоряжения при проведении ревизии товарно-материальных ценностей, основных средств, различных расчетов.
Когда нужно составлять приказ о проведении инвентаризации
Любые активы компании, как и её обязательства, нужно регулярно проверять. В данном контексте речь идет о проведении инвентаризаций на предприятиях, что предусмотрено частью 1 статьи 11 закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 (далее – Закона о бухучете).
Подобные ревизии осуществляются уполномоченными сотрудниками организации, действующими в рамках специальной комиссии, сформированной по приказу руководства.
Ч. 2 ст. 11 Закона о бухучете оговорено, что инвентаризация активов и обязательств подразумевает последовательное выполнение двух следующих процедур:
- Выявление фактического наличия проверяемых объектов в организации.
- Сопоставление сведений о фактическом наличии проверяемых объектов с информацией бухгалтерского учета.
П. 26 Положения по ведению бухучета, введенного Приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 (далее – Положение по ведению бухучета), оговорено, что проведение инвентаризации имущества и обязательств (долгов) является обязанностью любой организации. Данная процедура позволяет обеспечить достоверность сведений, отражаемых в бухучете и фиксируемых в бухгалтерской (финансовой) отчетности компании.
В рамках инвентаризации проверяются и документально подтверждаются реальное наличие товарно-материальных ценностей, основных средств, нематериальных актов, наличных денег в кассе, расчетов с дебиторами и кредиторами и иных объектов, а также их состояние и стоимостная оценка.
Регламент проведения указанных инвентаризаций (что, когда и сколько раз за год проверяется) устанавливается директором предприятия. Случаи обязательного осуществления данных ревизий строго определены отдельными нормативно-правовыми актами РФ.
Инвентаризация активов и долгов, которая осуществляется на предприятиях, может быть либо добровольной (по усмотрению руководства), либо обязательной (по требованиям российского законодательства).
П. 27 Положения по ведению бухучета четко определены типичные ситуации, в которых проверка проводится обязательно:
- Перед формированием годовой бухгалтерской отчетности.
- Соответствующие объекты, принадлежащие предприятию, продаются, выкупаются или, как вариант, передаются в аренду.
- Смена субъектов, отвечающих за сохранность конкретных активов (речь идет о материально ответственных лицах).
- Установление фактов порчи имущества.
- Установление фактов хищения, кражи, злоупотреблений.
- Чрезвычайные происшествия, связанные с экстремальными условиями (катастрофы, аварии, стихийные бедствия).
- Ликвидация организации.
- Реорганизация компании.
- Иные ситуации, оговоренные российским законодательством.
Инвентаризация, которая не считается обязательной, должна проводиться в соответствии с решениями руководителя организации (часть 3 статьи 11 Закона о бухучете), оформленными в виде приказа. Регламент проведения добровольной ревизии может прописываться в специальном Положении – локальном (внутреннем) документе компании.
В организации инвентаризация проводится согласно положениям Методических указаний, введенных в действие Приказом Минфина РФ № 49 от 13.06.1995 (далее – Методических указаний).
П. 2.2 Методических указаний оговорено, что проверка проводится специальной комиссией, созданной непосредственно в данной компании и действующей на постоянной основе.
Если на предприятии осуществляется большой объем работы, предусматривающий инвентаризацию активов и обязательств одновременно, для этой цели формируются рабочие инвентаризационные комиссии.
Пунктом 2.3 Методических указаний установлено, что персональный состав указанных комиссий – как постоянно действующих, так и рабочих – регламентируется и утверждается отдельным распорядительным актом директора. Данным актом может выступать приказ, который оформляется руководителем в соответствии с определенными правилами (требованиями).
Какой бланк использовать
Приказ о проведении инвентаризации издается руководителем организации по типовому шаблону ИНВ-22, введенному Постановлением Госкомстата РФ № 88 от 18.08.1998 (далее по тексту – Постановление № 88).
Однако этот бланк, как и целый ряд других унифицированных форм первичных документов учета, не является обязательным для использования с 01.01.2013 (в соответствии с Информацией Минфина РФ № ПЗ-10/2012). Это значит, что хозяйствующие субъекты вправе разрабатывать и применять собственные формы приказа о проведении инвентаризации.
На практике большинство компаний всё же используют форму ИНВ-22 при составлении указанного приказа, так как данный бланк считается наиболее удобным и при этом достаточно информативным.
Приказом директора о проведении инвентаризации в компании могут утверждаться следующие важные решения:
- Персональный состав уполномоченной инвентаризационной комиссии.
- Сроки осуществления инвентаризационных мероприятий.
- Порядок, масштабы и содержание проводимой проверки.
Рекомендуем: Образцы документов:
Как заполнить типовую форму ИНВ-22
Стандартный бланк ИНВ-22, в соответствии с которым составляется приказ (распоряжение) руководителя о проведении инвентаризации на предприятии, предусматривает отражение таких реквизитов:
- Название предприятия.
- Название отдела/цеха, в рамках которого проверяются активы/долги.
- Код ОКПО.
- Наименование распорядительного акта, четко отражающее его смысл.
- Номер, присвоенный составленному приказу в компании.
- Дата издания приказа.
- Решение о назначении инвентаризационной комиссии.
- ФИО/должность субъекта, назначаемого председателем комиссии.
- Список остальных членов комиссии (для каждого указываются ФИО и должность).
- Перечень инвентаризируемых активов/обязательств.
- Дата начала инвентаризационных мероприятий.
- Дата завершения инвентаризационных мероприятий.
- Причина осуществления инвентаризации (например, смена МОЛ).
- Предписание о сдаче всех материалов по проведенной инвентаризации в бухгалтерию компании. При этом указывают крайний срок (не позднее определенной даты).
- Расшифрованная утверждающая подпись директора.
Данный распорядительный акт подписывается директором компании, а затем передается субъекту, выполняющему функции председателя уполномоченной инвентаризационной комиссии.
Скачать бланк и образец заполнения
Скачать образец заполнения приказа о проведении инвентаризации.