Как писать заявления — основные правила написания и образцы

В профессиональной деятельности, бизнесе и повседневной жизни люди часто сталкиваются с необходимостью составления и подачи заявлений в различные организации. Типичные примеры – обращение наемного сотрудника к своему работодателю по тем или иным вопросам трудовых отношений, обращения в государственные или муниципальные учреждения для решения определенных задач, а также прочие жизненные ситуации.

Заявление становится инструментом деловых коммуникаций между заявителем, желающим решить какой-либо вопрос, и адресатом (получателем), имеющим ресурсы, рычаги влияния или иные возможности, позволяющие решить данный вопрос.

Что такое заявление и каково его назначение?

Обращаясь к тому или иному субъекту посредством подачи соответствующего заявления, гражданин-заявитель в официальной форме излагает свою просьбу. Рассмотрев такое обращение, адресат может либо удовлетворить эту просьбу, либо отклонить её. Именно поэтому при составлении нужно уделять большое внимание не только содержанию данного документа, но и его форме.

В разных жизненных ситуациях письменная форма заявления может являться как необходимой, так и желательной.

Например, заявление о приеме на работу не является обязательным документом при трудоустройстве гражданина, так как в перечне предъявляемых документов, оговоренном статьей 65 Трудового кодекса РФ, оно не указано.

Заявление работника об увольнении по собственной инициативе является обязательным – оно составляется только в письменной форме и подается работодателю в соответствии с требованиями статьи 80 Трудового кодекса РФ.

В тех сферах, где письменное обращение является обязательным условием для решения конкретных вопросов (например, согласно требованиям нормативно-правовых актов или локальным правилам делопроизводства, установленным в определенной организации), часто применяются унифицированные бланки.

Однако такие шаблоны обычно имеют чисто рекомендательный характер (за редким исключением).

В каких случаях работник пишет заявление?

Как уже упоминалось выше, в трудовых отношениях нередко возникают такие ситуации, когда наемный сотрудник обращается с письменным заявлением к своему работодателю для решения конкретного вопроса.

Подобные обращения обычно составляются работником в свободной форме. Однако работодатель вправе предложить ему свой шаблон (бланк) для написания.

Практика показывает, что зачастую наемный сотрудник подает работодателю заявление в следующих типичных ситуациях:

  1. Прием (поступление) на работу. Заявление считается необязательным в данном случае.
  2. Просьба о переводе на другую должность (работу) у этого же работодателя.
  3. Просьба о предоставлении физлицу-заявителю отпуска на конкретный срок — как написать.
  4. Обращение к работодателю с целью получения от него материальной помощи.
  5. Введение для работника-заявителя режима неполного рабочего времени (по инициативе самого работника) — как написать.
  6. Прекращение трудовых отношений (увольнение) по личной инициативе работника-заявителя.
  7. Прочие ситуации, возникающие в трудовых отношениях.

Полный перечень заявлений можно найти на нашем сайте в этом разделе.

Правила написания

При написании нужно руководствоваться такими правилами:

  1. Оформляется на обычном листе А4. Можно написать вручную или, как вариант, набрать текст на компьютере с последующей распечаткой.
  2. Недопустимость использования ненормативной лексики, разговорного сленга, просторечия или бессмысленных словесных нагромождений.
  3. Грамотный, понятный текст. Исключается неоднозначное толкование.
  4. Большая часть заявлений составляются свободно (произвольно), но при этом всё же содержат необходимые реквизиты, предусмотренные общепринятыми нормами делопроизводства в отношении подобного рода документов. Иными словами, в любом ,kfyrt обязательно должны быть идентифицирующие данные заявителя и адресата (ФИО, должности), адрес для получения ответа на представленное обращение (просьбу), формулировка самой просьбы, а также подпись гражданина-заявителя и дата оформления документа.
  5. Приоритет отдается деловому стилю обращения. Формулируя просьбу, нужно акцентировать внимание на сведениях и фактах, позволяющих удовлетворить (не отклонить) эту просьбу.

Скачать образцы и бланки

Образцы написания заявлений:

Выводы

Заявление представляет собой обращение гражданина (как вариант, наемного работника) к установленному должностному лицу, в конкретную организацию или в определенный орган государственной (муниципальной) власти.

Цель подачи – решить существующую проблему или актуальный вопрос в интересах гражданина-заявителя. То есть – это просьба конкретного гражданина, оформленная как документ и адресованная субъекту, способному удовлетворить данную просьбу.

Заявление оформляется свободно, но с учетом правил делопроизводства и рекомендаций адресата.

Оцените статью
Документы и формы
Добавить комментарий