Все мероприятия, реализуемые работодателем в сфере охраны труда, подлежат корректному документальному оформлению. Особая роль в этом отношении отводится обеспечению работников индивидуальными защитными средствами.
Практика показывает, что каждый факт выдачи СИЗ нужно отражать в специальном журнале учета, образец которого предлагаем скачать в данной статье ниже.
Нужно ли вести журнал учета выдачи СИЗ работникам?
Статьей 212 Трудового кодекса РФ регламентируются обязанности работодателя, касающиеся охраны труда наемных сотрудников и создания для них безопасных условий работы. Большое внимание при этом уделяется обеспечению работников средствами индивидуальной (персональной) защиты.
Содержанием пункта 6 части 2 статьи 212 ТК РФ определено, что СИЗ выдаются за счет работодателя тем наемным сотрудникам, которые трудятся в экстремальных, опасных или вредных условиях (как вариант, это могут быть работы, которые выполняются в загрязненной среде или под воздействием особых температур).
В этой связи у работодателя всегда должны быть документы, доказывающие факт выдачи защитных средств соответствующим работникам.
Работодатель ведет журнал учета и регистрации фактов выдачи СИЗ по следующим важным причинам:
- Ведение этого регистра подразумевается законодательством РФ. Работодатель, который выполняет требования статьи 212 ТК РФ, должен подтвердить это, если надзорные госорганы потребуют от него представления документальных доказательств. Отсутствие у работодателя соответствующих подтверждений может привести к наложению штрафных санкций на предприятие.
- Если в организации произойдет авария или иное чрезвычайное событие, её руководство должно быть готово подтвердить выдачу СИЗ пострадавшим наемным работникам. В противном случае у следствия возникнут претензии к руководителю организации или начальнику соответствующего структурного подразделения.
- Наличие данного журнала и аккуратное его ведение способствуют более эффективной реализации мер по охране труде. Речь идет не только о систематизации учета, осуществляемого инженером по охране труда. Регистрация фактов выдачи/получения СИЗ на предприятии позволит улучшить безопасность работы, выявить и устранить возможные проблемы в организации труда, повысить эффективность расходования соответствующих средств.
Очевидно, что своевременное и правильное внесение необходимой информации в журнала учета соответствует интересам руководства предприятия. Речь идет о соблюдении законодательства, подстраховке на случай проверок и чрезвычайных ситуаций, создании безопасных условий труда, повышении эффективности управления.
Как заполнять?
За ведение журнала учета выдачи защитных средств на предприятии отвечает специалист, который занимается вопросами охраны труда и уполномочен руководством организации.
Соответственно, специалист такого профиля должен иметь необходимые знания (умения), пройти особое обучение в образовательном учреждении и подтвердить свою компетенцию представлением надлежащего сертификата. Полномочия такого специалиста регламентируются отдельным приказом директора предприятия.
Ведение на предприятии журнала выдачи СИЗ осуществляется в соответствии с такими правилами:
- Данный регистр заполняется в двух экземплярах одновременно. Первый экземпляр находится в отделе охраны труда (у инженера по безопасности труда). Второй экземпляр желательно хранить в кадровом отделе организации-работодателя. При таком подходе учет выдачи защитных средств станет более объективным.
- Журнал считается внутренним (локальным) регистром компании.
- Выдача СИЗ учитывается не только в регистрационном журнале, но и в личной карточке учета СИЗ, оформляемой на конкретного сотрудника.
- Единая общеобязательная форма для заполнения этого журнала не установлена нормами федерального законодательства РФ. Работодатель вправе разработать и применять свой шаблон. При этом рекомендуется руководствоваться общепринятыми нормами документооборота. Желательной считается табличная форма.
Главное условие – журнал должен содержать сведения, которые подтверждают факт получения защитных средств конкретным сотрудником.
Журнал регистрации должен иметь табличную форму и включать такую информацию:
- Порядковый номер соответствующей записи (строки).
- Сведения о сотруднике получателе (ФИО, должность, профессия, подразделение).
- Реквизиты личной карточки учета выдачи СИЗ, оформленной для сотрудника-получателя.
- Сведения о лице, отвечающем за выдачу защитных средств (ФИО, должность, подразделение).
- Наименование выданного средства защиты (например, перчатки, рукавицы, одежда, обувь, противогаз или респиратор). При этом можно указать артикул и иные его обозначения.
- Выданное количество конкретного защитного средства.
- Дата получения СИЗ.
- Срок эксплуатации выданного защитного средства.
- Подпись сотрудника-получателя.
- Подпись лица, выдавшего СИЗ.
- Примечания.
При необходимости в журнал можно добавить дополнительные графы, содержащие существенную информацию.
Главное условие – наличие наименования и выданного количества СИЗ, даты его выдачи, ФИО и подписи получателя, ФИО и подписи выдающего.
Скачать бланк и образец запонения
Скачать бланк журнала учета выдачи СИЗ.
Скачать образец заполнения при выдаче средств индивидуальной защиты работнику.
Выводы
Регистрация фактов выдачи средств индивидуальной (персональной) защиты наемному сотруднику – обязанность работодателя, желающего подтвердить указанные факты. Это нужно, чтобы доказать соблюдение законодательства – положений статьи 212 ТК РФ, регламентирующих обязанности работодателя в сфере охраны труда.
Сотрудник, который работает в экстремальных (опасных) условиях, должен обеспечиваться средствами индивидуальной защиты за счет своего работодателя.
Без указания подтверждающих сведений в журнале учета руководство организации не сможет доказать, что требования трудового законодательства соблюдаются.
Журнал ведется в свободной табличной форме и отражает только те данные, которые являются существенными.